Курсы
Рузский филиал ГАПОУ МО "МГКИ"  –  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

В нынешнем 2019 году училище реализует подготовку специалистов среднего звена по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы по виду-Художественная роспись ткани. Первые два курса студенты будут изучать батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани.

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который в свою очередь представляет собой весомый раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшнего дня. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обуславливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей.

Обучение батику включает в себя не только технологические приемы. На первых занятиях учащиеся знакомятся с историей возникновения росписи по ткани, узнают характеристики основных инструментов и материалов. Какие используются кисти и краски для росписи по шелку, а также виды шелка и по какому принципу они выбираются. Но описание основных материалов это еще не все. Проходя обучение невозможно обойти вниманием основные художественные характеристики.

Студенты изучают основы композиции и цветоведения, без которых не мыслим грамотный процесс создания профессиональных изделий.

Все вопросы на занятиях по батику в сфере применения различных техник нанесения изображения будут рассмотрены максимально подробно. Большой практический опыт позволит преподавателю своевременно указать на ошибки и усовершенствовать способы создания изображения. Все основные принципы подбора цвета излагаются понятным образом с примерами, а при изучении сочетания цветов объясняется их воздействие на человека.

На заключительном этапе изучения батика предоставляются практические занятия с выполнением итоговой работы. Выбирается любая пройденная техника: холодный батик, узелковый, свободная роспись или смешанная техника и выполняется изделие по собственным эскизам. Это может быть роспись одежды и аксессуаров, ткань для одежды, зонтик, настенное панно, абажур, подушка, салфетка, ширма, шторы и другие предметы интерьера.

 

 

Художественная роспись ткани

 

 

 

 

«Набойка».

Сегодня крашение ткани вышло за рамки традиционного ремесла и экспонатов музея декоративно-прикладного искусства. Дизайнеры по текстилю экспериментируют с техниками, материалами и узорами для декорирования.

Студенты применяют традиционные мотивы, определяющие тип орнаментального рисунка — «репейчатый», «травчатый», «лапчатый», «дороги». Несмотря на то что мотив многократно повторяется, он не кажется монотонным,  резьба на манерах сохраняет неуловимую прелесть ручной работы.

Студентам колледжа будет предоставлена возможность выступить в качестве дизайнера и создать собственные авторские принты для ткани.

 

 

 

Традиционные мотивы

 

Современная интерпретация

 

Вышивка

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного искусства. Для нее не нужны сложные приспособления, а холст, нитки и иглы были в каждом доме. Владение техникой вышивки, знание вышивальщицами огромного количества швов позволяло выполнять изделия на высоком художественном уровне и передавать свое мастерство из поколения в поколение. Оно достигалось невероятным терпением, усидчивостью и мастерством русских вышивальщиц, что позволило искусству вышивки войти в современный быт.

В русской народной вышивке можно выделить счетные и свободные виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и колорит.

К счетной вышивке можно отнести такие швы, как роспись, счетная гладь, набор, крест. В районах среднерусской полосы широко распространен особый вид вышивки – цветная перевить, которая выполняется по выдернутой сетке. Все перечисленные виды вышивки студенты исполнят на парах посвященных технологии исполнения изделий декоративно-прикладного искусства.

 

Прошва. Северные губернии. Конец 19 века. Вышивка «роспись». Материал: лен, х/б нить. (Детализация). Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства.

 

Край свадебного полотенца (Калужская губерния, дер. Косолапово, XIX век) Калужская перевить.

 

 

 

 

Современные образцы

 

 

Лоскутная техника.

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду художественного искусства. Изделия, выполненные в лоскутной технике, по праву занимают достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

 

традиционные мотивы лоскутной техники

 

 

Современные настенные панно.

 

Из лоскутов можно создавать не только одеяла, панно и другие предметы быта, но и изготавливать кукол, которые могут служить замечательной игрушкой для детей, девочки, играя в такие куклы, впоследствии умело ухаживают за детьми, а при изготовлении наряда для куклы познают основы рукоделия, пошива народного костюма.

Помимо традиционных народных тряпичных кукол, студенты создадут авторскую куклу, создав ее буквально «с нуля»! Изучая особенности формирования образа авторской куклы, его дальнейшей детализации, получая навыки создания каркаса, изготовления туловища, оформления лица, выполнения рук и ног, последовательной сборки, плавно переходя на создание костюма, ювелирных украшений и обуви.

 

 

 

Ткачество

Умение ткать на станке позволяет сделать уникальные изделия. Традиционно – это всевозможные половички-дорожки, салфетки, полотенца, занавески, скатерти. Используя эти изделия в разных назначениях, можно придать современному интерьеру необычный вид, теплую и уютную атмосферу.

Большим преимуществом ткачества является возможность использования практически любого материала. Это может быть как старая (бывшая в употреблении) ткань, так и новая, любые нити. В последнее время пользуются большой популярностью коврики из различных трав и растений.

 

Студенты проходят основы ткачества, учатся производить расчёт нитей основы и утка, сновать основу, заправлять ткацкий станок. Изучают несколько видов узорного ткачества, основные способы изготовления поясов. Пробуют ткать пояса на дощечках, на бердо: основы ткачества на бердо, основополагающие схемы образования рисунка пояса, ткачество заправочного пояса, бердо как миниткацкий станок.

 

Образцы различных техник исполнения поясов.

 

 

 

Полотняное переплетение           Бранное ткачество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закладная техника ткачества                     Выборная техника

 

 

Узорное ткачество на раме

 

 

 

Специалисты данного направления в рамках повышения актуальности создания ручных изделий востребованы на отечественном рынке труда, не испытывают проблем с трудоустройством. Сегодня смежные профессии создателей изделий декоративно-прикладных искусств обретает вторую жизнь. Будущие специалисты способны решать сложнейшие вопросы, воплощая на практике идеи практичности, функциональности, гармонии и красоты.

Куда поступать?

Московский педагогический государственный университет;

Высшая школа народных искусств (академия);

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна;

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова

Московский городской педагогический университет.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников как и в любой другой отрасли, для достижения успеха в сфере искусства необходимо постоянное профессиональное самосовершенствование, осуществлять которое лучше в стенах учебного заведения под руководством профессионального педагога и научного руководителя. Обучение в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит получить детальные теоретические знания дисциплин курса, тщательно изучить техники создания художественных, продолжить формирование профессиональных компетенций. Написание диссертации требует вовлечения в научную и педагогическую сферы, что позволяет заявить о себе в мире науки и обучиться педагогическому мастерству.